Награды

Лауреат Сталинских премий (Государственных СССР) — I степени, 1947 г., за постановку оперы «Война и мир» в Малеготе; I степени, 1948 г., за постановку оперы «Вражья сила» в Большом; II степени, 1949 г., за постановку оперы «Проданная невеста» Б. Сметаны в Большом;
I степени, 1950 г., за постановку оперы «Садко» в Большом.

1961 г. — звание «Народный артист СССР».

1967 г. — орден Ленина;
1972 г. — орден Трудового Красного знамени;
1976 г. — орден Ленина;
1982 г. — орден Трудового Красного знамени.

1995 г. — Лауреат Государственной премии России.

1980 г. — Лауреат Ленинской премии за постановку опер советских композиторов в Большом и Камерном театрах.

1986 г. — Почетный Президент Международного института театра.

2002 г. — орден «За заслуги перед Отечеством» II степени;
Премия города Москвы в области литературы и искусства за постановку оперы «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского.

2004 г. — Лауреат Государственной премии России за постановку опер «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского и «Юлий Цезарь и Клеопатра» Г.Ф. Генделя.

Лауреат «Премии им. Г.А. Товстоногова за выдающийся вклад в развитие театрального искусства», вручавшейся в рамках награждения высшей театральной премией Санкт-Петербурга «Золотой софит».

2007 г. — орден «За заслуги перед Отечеством» I степени.


				
Борис Александрович Покровский

Биография

Евгений Светланов предлагал занести Бориса Покровского в Книгу рекордов Гиннесса — «За безмерное трудолюбие, великий талант и верность искусству».

Борис Александрович Покровский – великий русский оперный режиссер, лауреат многих российских и зарубежных престижных премий, народный артист СССР, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством I степени», профессор, с именем которого связаны лучшие страницы истории не только отечественного, но и мирового оперного искусства.

Приверженец Станиславского, ученик Мейерхольда, однокурсник Товстоногова, дружил с Шостаковичем. Его педагогом музыки была легендарная Елена Гнесина. Постановки Покровского дали сценическую жизнь многим новым или давно забытым произведениям, он является первым постановщиком всех опер Сергея Прокофьева...

Родился 23 января (10-го по ст.ст.) 1912 г. в Москве. В 1938 г. окончил Государственный институт театрального искусства имени А.В. Луначарского (ныне Российский институт театрального искусства - ГИТИС).

В 1938-43 гг. был режиссером (с 1940 г. — главным режиссером) Горьковского государственного (ныне Нижегородского академического) театра оперы и балета имени А.С. Пушкина.

С 1943 г. служил в Большом театре. В 1952 г., 1955 г., 1956-63 гг., 1970-82 гг. — главный режиссер Большого театра.

На сцене главного театра страны им создано более 40 оперных постановок, до сих пор составляющих славу Большому театру. Впервые поставил оперу «Мертвые души» Р. Щедрина (1977 г.).
Впервые на русской сцене — сцене Большого театра — поставил оперы «Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена (1965 г.) и «Игрок» С. Прокофьева (1977 г.).
Среди других опер, поставленных им в Большом театре:
«Евгений Онегин» П. Чайковского (1944, 1991, 1999 гг.)
«Вражья сила» А. Серова (1947 г.)
«Садко» Н. Римского-Корсакова (1949 г.)
«Травиата» Дж. Верди (1953 г.)
«Фиделио» Л. ван Бетховена (1954 г.)
«Банк-бан» Ф. Эркеля (1959 г.) — первая постановка в Большом театре
«Война и мир» С. Прокофьева (1959 г.) — первая постановка в Большом театре
«Семен Котко» С. Прокофьева (1970 г.)
«Тоска» Дж. Пуччини (1971 г.)
«Похищение луны» О. Тактакишвили (1977 г.) — первая постановка в Большом театре
«Руслан и Людмила» М.И. Глинки
«Мертвые души» Р. Щедрина (1977 г.)
«Отелло» Дж. Верди (1978 г.)
«Млада» Н. Римского-Корсакова (1988 г.) — первая постановка в Большом театре
«Орлеанская дева» П. Чайковского (1990 г.)
«Князь Игорь» А. Бородина (1993 г.)
«Хованщина» М. Мусоргского (1995 г.)

Покровский поставил более 180 спектаклей. Осуществил первую постановку оперы «Война и мир» С. Прокофьева в Ленинграде (1946 г., Ленинградский академический Малый театр оперы и балета).

Именно Борис Покровский был постановщиком оперы «Великая дружба» В. Мурадели (1947 г.), вызвавшей к жизни печально знаменитое постановление Политбюро ЦК ВКП (б) о формализме в музыке.

С 1972 г. Борис Покровский – художественный руководитель и режиссер основанного им Московского камерного музыкального театра, где осуществил ряд постановок редких классических и современных опер: «Не только любовь» Р.Щедрина (1973), «Нос» Д. Шостаковича (1974), «Похождения повесы» И. Стравинского (1978) — первая постановка в России; «Дирижер оркестра» Д. Чимарозы; «Жизнь с идиотом» А. Шнитке, «Дон Жуан, или Наказанный развратник» В.А. Моцарта (1987).

Покровский руководил театром вплоть до своей смерти в 2009 г., после чего театру было присвоено его имя. С декабря 2017 г. Камерный театр вошел в состав Большого театра, получив название Камерная сцена им. Б.А. Покровского.

Много работал за рубежом. Был первым постановщиком опер С. Прокофьева, получивших всеобщую известность — «Война и мир» в Софийской народной опере (1957), «Огненный ангел» в Праге (1981).

Борис Александрович Покровский — хранитель традиций культуры XIX века, в XX он выступил как новатор, чьи оперные постановки уже стали классикой. В XXI век Борис Покровский вошел, назвав себя «консерватором».

Талантом и мастерством Б.А. Покровского воспитано не одно поколение оперных артистов и режиссеров. С 1949 г. он преподавал в ГИТИСе (с 1954 – профессор, с 1959 – зав. кафедрой и художественный руководитель курсов режиссеров музыкального театра и актеров музыкальной комедии).

Умер 5 июня 2009 г. в Москве.

Отзывы современников

«Евгений Онегин», «Аида», «Фиделио», «Травиата», «Война и мир», «Судьба человека» – вот спектакли, поставленные мною с Борисом Покровским, и, положа руку на сердце, могу сказать, что никогда за все годы работы ни тени, ни недомолвок, ни холодка неудовлетворения не пробегало между нами.
Здесь дело в тождестве художественных взглядов и вкусов, в творческом единомыслии. Творческое беспокойство, постоянные поиски правды – вот черты наиболее замечательные в артистическом облике Бориса Покровского».
— Александр Мелик-Пашаев,
выдающийся дирижер Большого театра, народный артист СССР.


«Покровского отличает необычайно острое и живое восприятие оперного произведения. Ставя ту или иную оперу, давая ей сценическую жизнь, он всегда и прежде всего исходит от музыки, от чувств, мысли и стиля данного композитора».
— Павел Лисициан,
солист Большого театр, народный артист СССР.


«Для нас, актеров, которых воспитал Борис Александрович, он остается просто Учителем. Он научил нас по-настоящему любить и понимать оперу.
В каждом спектакле Покровского открывается новый исполнитель, рождается новое актерское явление».

— Галина Вишневская,
народная артистка СССР.